Помни имя твое
Адвентистский вестник\No3\2014


«Бог радостно улыбался над только что сотворенной землей, светлой и незапятнанной, и "при общем ликовании утренних звезд... все сыны Божии восклицали от радости"» (Э. Уайт, Воспитание, с. 161).

Гимны и песни хвалы — это история отношений между Богом и Его народом. От начала времен Бог желал слышать голоса поющих людей как искренний и сердечный отклик на проявление Его любви и заботы. Господь неоднократно говорил Своим пророкам: «Помни и не забывай, запиши, научи народ». Он желал, чтобы всякий раз, когда происходил чудесный процесс обновления завета, пение и хвала были бы утверждающей и вдохновляющей кульминацией этого таинства. Господь так создал человека, что его душа и сознание очень восприимчивы к музыке и пению, формирующим характер и благочестие. Музыка и пение играют фундаментальную роль в духовном состоянии и возрождении Церкви.

Исторический путь Церкви — это тернистый путь, самые главные вехи которого воспеты в гимнах и псалмах, рожденных в среде верующих. Вековая история «Псалмов Сиона», словно музыкально-историческая симфония, соткана из молитв и упования, из благодарения и славословия, из чудес Божьей милости. «Для смиренной верующей души дом Божий на земле — это врата неба. Хвалебные гимны, молитвы, речи представителей Христа — это средства, избранные Богом для подготовки людей к более возвышенному служению в Церкви горней — там, где все свято» (Э. Уайт, Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 491). Как и в былые времена, современные христиане приумножают свой духовный опыт, сохраняя самое дорогое и важное для будущих поколений в мелодиях и поэтических строках. Летопись Церкви продолжает звучать.

САМОЕ ДОРОГОЕ

«Псалмы для меня — это очень дорогое и близкое. Вся моя жизнь пропитана гимнами, которые вдохновляют и поддерживают, они доходят до глубины души», — рассказывает Ольга Михайловна Павелко. Когда мы встретились в Алматы в 2013 году, она показала мне собственноручно переписанные «Псалмы Сиона». Это был достаточно объемный сборник, переплетенный вручную, каждая страница которого была аккуратно исписана текстами гимнов. Очевидно, запись велась пером и чернилами. Некоторые странички пожелтели и стали ветхими. Ольга Михайловна рассказала, что в 50-е годы во время рабочих перерывов на производстве она бегала в свою каптерку, чтобы переписать несколько новых псалмов. Так и появились в семье «Псалмы Сиона» «ручной работы».

«У меня сохранилась фотография нашей адвентистской общины, сделанная еще в 1927 году. Это было в селе Смирновка Ростовской области, — продолжает свой рассказ Ольга Михайловна. Я родилась в 1936 году, в нашей общине было более сорока человек. С малого возраста мы учили псалмы наизусть и очень любили петь, наше пение сопровождалось игрой на струнных инструментах. Помню, как мы, будучи детьми, каждое субботнее утро по пути в собрание шли и на всю деревню пели псалом "Братья, все ликуйте, славный день настал".

Когда в 1937 году всех братьев арестовали, посадили в тюрьмы или отправили в ссылку, в селе остались только женщины, и они старались сохранить общину, вести евангельскую работу. В те годы "Псалмы Сиона" особенно укрепляли нашу веру, помогали пережить и войну и голод. В день моего крещения проповедник подарил мне "Псалмы Сиона". Это был очень дорогой подарок. Во время войны, когда наступали немцы, мама и папа приучали нас прятать самое ценное: Библию и "Псалмы Сиона". Однажды кто-то из наших сестер услышал, как немецкий солдат в окопе на губной гармошке играет псалом "В день Твой субботний". Оказалось, что этот солдат был адвентистом, и в субботу он пришел на служение.

В 50-е годы мы переехали в Таджикистан, потому что моему отцу угрожал арест и тюрьма. В 1956 году к нам приехал проповедник Казимир Короленко из Беларуси. За год брат Короленко крестил 29 человек, это был мужественный и бесстрашный проповедник. Это было истинное возрождение и пробуждение Церкви. До своего ареста в 1958 году он успел выписать из Москвы фисгармонию для нашей общины. Первым на фисгармонии научился играть мой отец Михаил Ильич Юрин. Папа самостоятельно изучил нотную грамоту и стал сопровождать общее пение. Затем и меня научил. Первый псалом, который я научилась играть — "Возвожу очи мои к горам" (No 492).

Через всю мою жизнь я пронесла в своем сердце слова гимна "Вернись, вернись, ты так блуждал далеко" (No 308), который написала Евгения Шарыпанова. Он стал мне очень дорог, когда моя подруга юности ушла от Господа. Я часто пела для нее этот псалом. Это особенный гимн, и он дорог мне».

МЫ ДЕЛАЛИ, ЧТО МОГЛИ

Когда проповедует Евгений Тихонович Щеглов, безупречно знающий Священное Писание, Слово Божие звучит очень торжественно и вдохновляюще. Твердым голосом умудренный опытом пастор-ветеран провозглашает истину, в которую неизменно верит. Его проповеди надолго остаются в памяти, они продолжают оказывать влияние и поднимают дух. В 70-е годы Евгений Тихонович совершал служение в Казахстане, где и произошли следующие события.

«В 60-е и 70-е годы в наших общинах не хватало „Псалмов Сиона“, а особенно в отдаленных областях и республиках. Мы переписывали их от руки, так как других возможностей не было. Наши братья А. Василенко и И. Павлюченко решили восполнить эту нужду и заказали в одном из издательств Прибалтики 3000 экземпляров „Псалмов Сиона“ с нотами, чтобы обеспечить общины в Средней Азии. Псалмы отпечатали и отправили в Алматы в двух контейнерах. По пути один контейнер был отслежен и конфискован КГБ, но один все же пришел к месту назначения. Братья сразу же приступили к их реализации и распространению по общинам, искали надежные места для хранения. Часть тиража хранилась у меня. Когда сборники попали в общины, власти всерьез взялись за братьев Павлюченко и Василенко, на них оказывалось сильное давление. Потом я узнал, что одного из братьев в Прибалтике, помогавших нам с печатью сборников, посадили в тюрьму. Вскоре, в 1978 году, власти вступили в открытую борьбу с музыкальным наследием Церкви. Они потребовали удалить из сборников псалмы о миссионерской работе, о Втором пришествии Христа, о проповеди Евангелия и святости субботнего дня. В те годы были изданы "Псалмы Сиона", претерпевшие цензуру. Но Церковь не предала забвению запрещенные псалмы и сохранила их. Очень хотелось бы не потерять и не забыть ни один из наших адвентистских псалмов, собрать все гимны в один сборник и славить Бога».

«Псалмы Сиона» после той цензуры стали неполными. Самые «адвентистские» гимны исчезли из оглавления и содержания. Помню, в начале 80-х годов мы с друзьями часто оставались после вечернего служения, чтобы вручную переписать отсутствовавшие псалмы на листочки из тетрадки по математике. Затем мы вклеивали их в сборники, чтобы ни один гимн не забылся.

«Общение с небом начинается на земле. Здесь мы постигаем науку небесного восхваления. Когда ангельское пение эхом отзывается в наших земных домах, наши сердца откликаются, и голоса сливаются с небесным хором. А когда наш Искупитель подведет нас к порогу вечности и мы услышим слова хвалы и благодарения небесного хора, окружающего престол, мы преисполнимся полнотой славы Божьей» (Э. Уайт, Воспитание, с. 168).

«Я НАЗВАЛ ТЕБЯ ПО ИМЕНИ: ТЫ — МОЙ»

Сегодня известны почти все имена авторов „Псалмов Сиона“. Благодаря кропотливому труду церковных историков, сохранившимся воспоминаниям ветеранов Церкви, мы можем восстановить весь исторический процесс становления музыкального служения.

Многие имена авторов известны — Генрих Лебсак, Ян Вильсон, Григорий Григорьев, Владимир Теппоне. Но есть и другие имена, которые невозможно не упомянуть. Это три удивительные женщины, без чьих гимнов невозможно представить «Псалмы Сиона».

Евгения Шарыпанова, чьему перу принадлежат 33 гимна, была известной адвентистской поэтессой. Ее стихи и поэмы печатались в «Маслине» и «Благовестнике», первых церковных журналах, издаваемых в начале 20-го века.

Гимны Е. Шарыпановой — это песни хвалы и твердого упования: «Славьте Бога» (No 3), «Каждый день и каждый час»(No 17), «Бог есть любовь» (No 19), «В Слове Божьем ищи» (No 32), «Хвала Христу» (No 131), «Всю неделю десница Господня» (No 149), «В день субботнего покоя» (No 167).

В одном из интервью М. П. Кулаков рассказал, что у Евгении

Шарыпановой в юном возрасте погиб сын, мальчик утонул. Поэтому через многие гимны Евгении лейтмотивом проходит тема борьбы со стихией, с волнами: «Плыви, мой челн» (No 504), «Если твой дух утомится» (No 199), «Когда порой мой дух изнемогает» (No 221). «В жизненном море с волнами бороться» (No 225) — этот псалом посвящен пастору Сергею Ефимову, сосланному в Сибирь в 1911 году. Когда Сергей Ефимов получил от Е. Шарыпановой стихотворение «В жизненном море», вскоре ставшее гимном, его ответом был псалом «Теперь нам скорби неизбежны» (No 377).

Евдокия Андреевна Теппоне, супруга В. М. Теппоне, написала три гимна: «В сей день святой» (No 135), «Христос, пришед в наш мир, учил» (No 319) и «Господь Израиля призвал маслиной доброй быть» (No 389). Ольга Михайловна Павелко дружила с Евдокией Андреевной, и при последней нашей встрече она рассказала, что поведала ей подруга о смерти своего супруга. В. М. Теппоне погиб мученической смертью зимой 1942 года. Его обливали холодной

водой на морозе, пока он не превратился в ледяной столб. Этих сведений нет в документах и архивах. Это воспоминания Евдокии Андреевны.

Ольга Гончарова, автор 58 псалмов, была дочерью выдающегося адвентистского пастора Карла Рейфшнейдера. Вся жизнь Ольги прошла в переездах на новое место служения от Европы до Сибири. Как и у многих детей служителей, ее жизнь была тяжелой и неустроенной. Возможно, именно детская мечта о небесном доме, откуда она больше не уедет и с которым она никогда не простится, и воплотилась в самом красивом гимне Ольги Гончаровой — «О, город вечной красоты» (No 378). Это один из самых жизнерадостных адвентистских гимнов, написанных простой дочерью пастора.

В ОЖИДАНИИ ГРЯДУЩЕГО НА ОБЛАКАХ

Еще много имен нам следовало бы знать и помнить, чтобы не утерять историческую нить, связывающую нас с собственной историей. Простые служители, великие проповедники, посвященные миссионеры и скромные музыканты создавали «Псалмы Сиона». Практически каждый из них отдал свою жизнь за Христа.

Именно поэтому цена нашего музыкального наследия неизмеримо высока. Простые гимны, воспевающие евангельскую истину — это чудесный дар для Церкви, живущей в последнее время. И это так дорого, не правда ли?

Наталья Козакова,
руководитель музыкального служения ЕАД